Слова А. Дистервега стали своеобразным лейтмотивом для прошедшего в Шекшовской основной школе областного семинара-тренинга «Современная практика оценки сформированности УУД у младших школьников» (УУД - универсальные учебные действия).
Организатором областного семинара, как и предыдущих, прошедших в Петровской и Осановецкой средних школах, стала кафедра дошкольного и начального образования института развития образования Ивановской области. В нём приняли участие директора, заместители директоров, учителя - предметники и начальных классов из Гаврилово-Посадского, Шуйского, Ивановского, Кинешемского, Родниковского, Комсомольского, Ильинского, Приволжского районов области.
Семинар открыла заведующая кафедрой, зав. лабораторией «Проблемы и перспективы развития сельской школы», кандидат педагогических наук Е. Р. Гурбатова. С приветственным словом к его участникам обратились заместитель главы районной администрации Н. В. Моисеева, начальник отдела образования Н. В. Кочнева, заместитель главы Шекшовского сельского поселения З. А. Селезнёва и директор школы С. Ю. Варюхина. Они рассказали о селе Шекшове, муниципальном районе, основу развития которого составляет АПК, о поселении и школе.
В частности, говорилось о первом учителе села священнике Алексее Альбицком, его яблоневом саде; о СПК и КФХ района, «РИАТе», владимирском тяжеловозе, успехах Шекшовской основной школы, её коллективе (10 педагогов), составе поселения (13 населённых пунктов, 172 ученика в школах поселения, 61 - в Шекшовской основной).
МАСТЕР-КЛАССЫ
После открытия семинара-практикума его участники разделились на две группы. Они посетили мастер-классы или открытые уроки. Для первой группы их провели: в 3 классе - Марина Владимировна Фадеева, учитель начальных классов первой категории, и в 5 классе - Светлана Александровна Лихачёва, учитель истории высшей категории. Третьеклассники на уроке русского языка изучали тему «Имя числительное», а пятиклассники совершали интересное заочное «Путешествие в Египет» на ладье по реке Нил.
Вторая группа побывала на уроке биологии в 6 классе, где учащиеся под руководством Анны Дмитриевны Прыгуновой (учителя биологии первой категории) изучали «Корень. Внешнее и внутреннее строение». Затем эта группа наблюдала за проведением мастер-класса - внеурочного занятия по литературе в 7 классе на тему «Всё любо мне, всё дорого и свято». Природа и родина в лирике поэтов Ивановского края» Ольгой Евгеньевной Назаровой, учителем русского языка и литературы первой категории.
ТРЕНИНГ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УУД И УРОВНЯ ИХ СФОРМИРОВАННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС
После открытых уроков участники семинара собрались вместе и под руководством Е. Р. Гурбатовой обсудили работу учителей Шекшовской школы по формированию универсальных учебных действий. Отзывы об этом были хорошие, доброжелательные.
Автор публикации вошёл в состав первой группы, поэтому мог оценить работу ребят на уроках русского языка и истории. Так, на уроке в третьем классе использовались различные формы работы, в том числе в парах. Третьеклассники вместе со сказочными персонажами Н. Носова Незнайкой, Винтиком и Шпунтиком изучали количественные и порядочные числительные, отгадывали загадки, работали со словариком, в конце урока сами оценивали свои знания новой части речи.
На уроке истории пятиклассники очень уверенно проявляли себя, показывая, что мир древнего Египта им знаком (река Нил, фараоны Северного и Южного Египта, боги), отгадывали кроссворд. Учитель рассказала им о дельте Нила, её обитателях, городах (Каир, Луксор, Гизы и других), пирамидах, Асуанской плотине.
Своё мнение об уроках, действиях учителей на них высказали педагоги Н. В. Белова, В. А. Болотова, Л. Г. Лисицына и другие.
Чуть позже, после работы творческих групп, увиденное на уроках анализировалось на основе методической разработки, розданной участникам, «Проектирование программы УУД».
По итогам семинара его участники заполнили анкеты, оценили продуктивность областного тренинга. Судя по прозвучавшим отзывам, прошедший семинар-практикум оказался полезным для них. Он стал ещё одной ступенью в обмене опытом учительской работы и частью той работы над своим образованием, о чём в своё время сказал А. Дистервег.
Е. Р. Гурбатова вручила Благодарственное письмо от ректората института директору Шекшовской школы С. Ю. Варюхиной. Участники семинара получили сертификаты.
Г. ЧЕРНОВ.
Семинар открывает Е.Р. Гурбатова.
Начало занятия в 3 классе.
Открытый урок русского языка у третьеклассников ведёт М.В. Фадеева.
Идёт урок истории в 5 классе.